Рассмотрим по порядку все параметры ВПП, которые мы можем установить в WorldEditor-е (он же WED). Всё описание делалось для версии 9.31, в которой поправили ряд замечаний, например невозможность поставить огни на прозрачную полосу.

 

Name

Здесь пишется название ВПП, например 09/27. Эти номера являются указателями магнитного курса полос, округленными до последних десятков. Если аэропорт имеет параллельные ВПП, то к номерам добавляются буквы "L", "R" и "C" (left, right и center). WED при выборе пункта меню "Validate" проверяет, чтобы полосы были названы правильно, чтобы названия не дублировались и чтобы встречные магнитные курсы двух торцов ВПП соответствовали друг другу. Цифры названия пишутся на концевых участках ВПП и здесь мы сталкиваемся с первой проблемой. По российским правилам требуется, чтобы числа были двузначными. Если получается однозначное число, то перед ним ставится цифра "0". Однако в x-plane, как не пиши название полосы, 9/27 или 09/27 - всё равно на концевом участке будет написано однозначное число. Казалось бы, как просто реализовать правило, "как называется ВПП - так пиши и на торце", но нет. Надо будет отписать письмо разработчикам x-plane с просьбой поправить этот момент.

 

Length, Width

Ну здесь всё просто. Длина и ширина полосы указывается в футах или метрах в зависимости от настроек WED.

 

Heading

Направление ВПП

 

Lattitude1, Longtittude1, Lattitude2, Longtittude2, LattitudeC, LongtittudeC.

Широта и долгота торцов ВПП и её середины. При изменении одного значения - плывут и другие.

 

Surface

Покрытие. Бывает следующих видов - Asphalt (асфальт), Conecrete (бетон), Grass (трава), Dirt (грязь), Gravel (гравий), Dry LakeBed (высохшее озеро), Water (вода), Snow (снег), и Transparent (прозрачный). От покрытия зависят не только физические свойства ВПП, но и свойства разметки и светооборудования. Разметку можно нанести на ВПП с асфальтовым и бетонным покрытием. Поверхность высохшего озера всегда, даже если отключить, изображается с разметкой для визуального захода.

 

Roughness

Качество покрытия от 0 - самое качественное до 1 - самое разбитое. Цифры относительные, зависят от вида покрытия. То есть самая разбитая на единичку бетонка всё равно лучше "нулевой" грунтовки.

 

Shoulder

Отмостки. Это защитное боковое покрытие слева и справа от ВПП. Управлять его формой и шириной нельзя - только задать материал покрытия, выбирая из асфальта и бетона. Обычно такое покрытие имеет более сложные формы, например идёт не по всей длине полосы, поэтому часто сценери-строители вместо использования этого параметра подкладывают под ВПП рулёжную дорожку нужной формы.

На рисунке бетонная ВПП с асфальтовыми отмостками.

shoulder

 

Distance Signs

Маркировочные знаки здесь единственного вида. Это "знаки расстояния".

Если эта галочка включена, то слева и справа от ВПП будут установлены знаки, которые указывают расстояние до конца ВПП.

И вот ещё один косяк. Положено эти знаки ставить через каждые 1000 м и указывать на них расстояние в тысячах метрах. А в x-plane они устанавливаются через 1000 футов и расстояние на торца указывается в тысячах футов.

На рисунке знак, показывающий, что до конца полосы 5000 футов. Второй точно такой же стоит с правой стороны ВПП.

distancesigns

 

Markings1, Markings2

Маркировка ВПП в x-plane бывает следующих видов - отсутствует, визуальная, для неточного захода(американская), для точного захода(американская), для неточного захода(английская), для точного захода(английская) Маркировка может различаться на разных торцах. Маркировка видна на асфальтовом и бетонном покрытии На всех прочих - игнорируется. На поверхности высохшего озера маркировка также игнорируется, но сама ВПП всегда изображается с разметкой для визуального захода.

Обращаю ваше внимание на то, что в x-plane устроено таким образом, что в зависимости от маркировки на полосу автоматически устанавливается некоторое светотехническое оборудование, но об этом позднее.

На первом рисунке полоса без маркировки.

none

На втором - для визуального захода.

visual

На третьем слева направо для неточного захода(американская), для точного захода(американская), для неточного захода(английская), для точного захода(английская).

markings

Как видно на рисунках, на ВПП, маркированной для визуального захода в x-plane наносится название полосы, центральная линия и боковые полосы; на ВПП, маркированной для неточного захода дополнительно наносится маркировка порога(зебра) и точка прицеливания; на ВПП, маркированной для точного захода ещё наносится и зона касания.

 

BlastPad1, BlastPad2

Покрытия,не предназначенные для использования, являющимися продолжением ВПП.

Указывается длина такого покрытия (площадки) с каждой стороны ВПП отдельно (в футах или метрах в зависимости от настроек WED). Нулевая длина обозначает отсутствие такой площадки. Обратите внимание, что длина площадки прибавляется к длине ВПП. Такие площадки покрываются желтыми шевронами вне зависимости от маркировки самой полосы.

На первом рисунке площадки на ВПП с разными типами разметки.

blastpad

Эти площадки отображаются только для ВПП с асфальтовым или бетонным покрытием.

На втором рисунке площадка на ВПП без разметки.

blastpad1

 

Displaced Treshhold1, Displaced Treshhold2

Смещенные пороги ВПП, указываются для каждого торца ВПП отдельно (в футах или метрах в зависимости от настроек).

Смещенные пороги показываются только на тех покрытиях и видах маркировки, где показывается собственно сам порог, то есть на асфальтовых и бетонных ВПП с разметкой для визуального, неточного или точного захода.

Обратите внимание, еще один глюк. На рисунке у всех трех ВПП порог смещён в WED-е на одну и ту же величину, однако у ВПП с маркировкой для точного захода порог находится ближе к торцу, чем у других.

displaced

 

CenterLine Lights

Когда соответствующая галочка включена, появляются осевые огни ВПП.

Огни белого цвета, в конце полосы - красного, при смещенном пороге огни от торца ВПП до порога - красные.

Установить эти огни можно на любой полосе с любым типом покрытия.

lights_center

 

TDZ Lights1, TDZ Lights2

Огни зоны приземления включаются отдельно с каждой стороны ВПП.

Установить эти огни можно на любой полосе с любым типом покрытия.

light_TDZ

 

Edge Lights

Посадочные огни в x-plane бывают трёх видов LIRL, MIRL и HIRL. По идее - это огни малой, средней или высокой интенсивности, но в x-plane они абсолютно ничем не различаются. При их включении по бокам ВПП появляются посадочные огни, причём их вид в x-plane зависит от маркировки ВПП. У немаркированных и ВПП с маркировкой для визуального захода посадочные огни на всём протяжении белые. У ВПП с маркировкой для неточного и точного захода посадочные огни белые, но на последних сотнях метров ВПП - желтые. При смещенном пороге огни от торца ВПП до порога - красные.

Установить эти огни можно на любой полосе с любым типом покрытия. Вид огней зависит от маркировки ВПП.

На рисунке показаны посадочные огни на ВПП с маркировкой для точного захода.

light_edge

 

Входные огни

На маркированных бетонных, асфальтовых и прозрачных ВПП в x-plane автоматически у порога ВПП устанавливаются входные зелёные и в конце полосы ограничительные красные огни. При смещенном пороге, у торца полосы дополнительно устанавливается ещё пара ограничительных красных огней. Как они выглядят, можно посмотреть на рисунке.

lights_gr_red

 

REIL1, REIL2

Импульсные входные огни указываются для каждого порога ВПП отдельно. Бывают они в x-plane двух видов - omnidirectional (всенаправленные) и unidirectional (односторонние). При включении соответствующей опции, слева и справа от порога ВПП устанавливаются два импульсных огня. Когда огни односторонние, они видны только со стороны глиссады, когда всенаправленные - со всех сторон.

Установить эти огни можно перед порогом любой полосы с любым типом покрытия. На первом рисунке показаны односторонние импульсные входные огни.

light_uni

На втором - всенаправленные. На рисунке видна вторая пара огней, установленная на другом пороге ВПП.

light_omni

Посмотреть, как выглядит светооборудование при смещенном пороге ВПП можно на рисунке.

screenshot_6

А вот в так x-plane выглядит светооборудование на водной ВПП

screenshot_0

 

Approach Lights1, Approach Lights2

Огни подхода указываются для каждого порога ВПП отдельно.

В x-plane доступны следующие виды огней подхода: ALSF-I, ALSF-II, Calvert, Calvert-II, SSALR, SSALF, SALS, MALSR, MALSF, MALS, ODALS, RAIL. Установить огни подхода можно на любую ВПП, даже на водную.

Ниже на рисунках показано, как выглядят (сверху вниз) ALSF-I, ALSF-II, Calvert, Calvert-II.

ALSF-I

ALSF-II

Calvert

Calvert-II

Огни подхода RAIL выполнены в виде одного "бегущего" огня. На рисунке с RAIL захвачен момент, когда "бегущий" огонь почту вплотную приблизился к порогу ВПП.

ODALS

Огни подхода ODALS выполнены в виде "бегущего" огня и двух импульсных огней по краям порога ВПП. На рисунке с ODALS показана вспышка импульсных огней.

RAIL

К сожалению, показать движение огня на статическом рисунке невозможно.

Огни подхода SSALR и MALSR в x-plane выглядят совершенно одинаково - с "бегущим" огнем перед остальными огнями. SSALF и MALSF, также выглядят одинаково, от огней SSALR, MALSR они отличаются лишь размещением "бегущего" огоня. MALS не имеет бегущего огня.

SALS

MALS

SSALF

SSALR