Задумал я тут друзья сделать небольшой туториал чтоли для полётов по приборам ( без GPS !!!!!!! и к примеру в туман ).Просто когда я только начинал интересоватся всем этим, то подобную информация мне приходилось искать в разных местах и дооолго. Тут попытаюсь немного обобщить. Всё попытаюсь для начала упростить сильно, так что многое в раcчёт брать не будем. Буду рад если кому помогу. Возмём для примера небольшой полёт, KJFK RWY -13 до KLGA RWY - 4. Из KJFK вылетаем свободно без схемы выхода курсом 151 до точки CREEL (маршрут до точки входа RUUTH в схему захода в аэропорт Ла Гуардиа STAR- GATBY выбрал сам), затем курс 219 до AJGON, потом по радиалу 268 на VOR CYN, и затем курсом 287 в точку RUUTH входа в схему захода GATBY и далее по схеме, на посадку.самолёт берём дефолтный Piper PA-46-310P, тут есть необходимый набор (HSI, DME,OBS) хотя можно и без чегото одного, но будет неудобно.

приборы

2
итак взлёт и следование до точки CREEL.летим по приборам, поэтому ищем VOR. Так как в аэропорту кеннеди, откуда мы вылетаем есть VOR JFK 115.9 то эту частоту накручиваем на NAV 1. лететь до точки CREEL нам нужно радиалом 151 (из плана пёлётов. см.картинку ). поэтому оранжевую стрелку на HSI крутим на курс 151 кнопками на клаве H/J (по умолчанию HSI установлен на NAV 1 а OBS на NAV 2. так всё и оставим. так будет удобно) . После взлёта летите взлётным курсом Пока жёлтая стрелка не совместится с жёлтой палкой на HSI. когда это произойдёт (сразу после вылета за территорию аэропорта). поверните на курс 151, продолжая совмещать стрелки, чтобы быть точно на радиале. А ещё лучше когда стрелки совместятся нажать на автопилоте LOC. Автопилот сам будет держать выбранный радиал, нам сейчас пилотирование не важно, главное навык полётов по приборам (нажимать автопилот надо во время когда стрелки совместились, иначе автопилот может не схватить). далее летим на автопилоте, и надо уже задуматся о дальнейших действиях, а именно когда нам поворачивать, на курс 219 к точке AJGON ?. Дело в том что точка CREEL лежит практически на 219 радиале VOR DPK (см рисунок). Значит когда пересечём радиал 219 DPK то мы наместе. Как определить пересечение этого радиала ? Не забудем что мы всё ещё летим на автопилоте на радиале151 VOR JFK, ну и ладно ,летим и летим. Чтобы определить пересечение с радиалом DPK используем OBS (это тоже что и HSI практически индикачия просто другая) , на NAV 2 крутим частоту DPK - 117.7. а ручку OBS 2 крутим на радиал 219, кнопками N/M. Судя по плану полётов мы видим что растояние от JFK до CREEL примерно 15 nm. Поетому смотрим на DME и примерно ожидаем когда призойдёт пересечение (вертикальная палка встанет в центр).

plan_2

DPK

при подлёте к CREEL рекомендую выставить HDG (клавиши Y/U)на курс 219 и в момент пролёта точки преключить автопилот в режим HDG, или вручную без автопилота перейти на этот курс, встали на курс 219, далее либо смотрим на OBS и держим радиал, но удобней будет NAV 1 перестроить на DPK - 117.7 и накрутить на HSI курс 219. смотрим на HSI , по идее мы будем немного левее радиала ( короткая стрелка будет правее), поэтому доворачиваем на курс 240 и ждём совмещения стрелок, нажимаем LOC на автопилоте. летим к точке AJGON, в общем если тема с определением предыдущей точки всё было понятно то тут проблем быть не должно. Но продолжим. ледим по HSI на автопилоте к точке AJGON, которая в свою очередь (исходя из карты и плана полёта) лежит на радиале 268 VOR CYN на растоянии примерно 25 nm. Соответственно NAV 2 настраиваем на VOR CYN - 113,4 OBS 2 крутим на радиал 268, HDG заранее ставим на 268. Да кстати РАДИАЛ - ЭТО ТОТ КУРС КОТОРЫЙ БУДЕТ У ВАС ЕСЛИ ЛЕТЕТЬ НА МАЯК VOR ПРЯМО ПО КУРСУ В БЕЗВЕТРЕНУЮ ПОГОДУ !! При пролёте точки AJGON (стрелка на OBS встала по центру) автопилот переключаем в режим HDG и ложимся на курс 268, перестраиваем NAV 1 на 113,4 и радиал на HSI 268. Ледим к CYN, перед пролётом HDG ставим на 287, переходим на этот курс, HSI перекручиваем на 287, и далее опять на атопилоте до точки, входа в схему захода GATBY аэропорта ла гуардиа.

план

схема захода GATBY аэропорта ла гуардиа (фрагмент нужный нам)

GATBY_2

всё ещё летим к RUUTH на автопилоте,наша точка RUUTH входа в схему , на рисунке находится слева внизу. Из схемы мы видим что она находится на радиале 200 VOR ARD 108.2(стрелка с надписью R-200). Соответственно NAV 2 крутим на 108,2 , OBS 2 на радиал 200, и джём пересечения, HDG ставим заранее на курс 58 (смотри левее точки входа надпись 58* на жирной стрелке) подлетаем , ложимся на курс 58.к VOR RBV 113.8 радиал как вы поняли 58 ну или 238 (наоборот). При пролёте RBV , перестраиватся совсем не к чему просто при подлёте перейдите в ручной режим или на HDG 54. Пролетите переведите HSI радиал 54, и снова нажмите LOC. Летим на точку RENUE, которая лежит на радиале 45 VOR LGA 113.1. Крутим на NAV 2 на 113,1 на OBS радиал 45. Пролетаем , переходим на курс 45, тут уже можно идти далее вручную и вертя HDG так как полоса близко и HSI нам нужен для посадки.В принципе наверное я пока поторопился, с переходом на ручной режим, снижаемся до 1500 футов,после пролёта RENUE Перестраиваем HSI радиал 45, NAV 1 - 113.1 vor LGA (вор аэропорта ла гуардиа) и летим на автопилоте где то до растояния 10 миль ( по DME) снижаемя до 1500 футов ( в принципе можно постоянно и не перестраивать частоты а просто переключать переключатель NAV1 NAV2 Схема захода которую я взял ( GATBY) предназначена для полосы 04 по схеме видим что частота ILS для этой полосы 110,5. На растоянии 10 nm переходим на управление HDG или в ручную остаёмся на курсе 45. В NAV 1 вводим 110,5 / HSI крутим на 40 (полоса 04) градусов. и сразу видим по HSI мы немного правее\левее (кто как выходил) я был немного правее, довернул влево , совместил стрелки HSI, нажал LOC . всё до полосы по напрвлению идё на автопилоте. Теперь Глиссада : если к растоянию 10 nm вы снизились до 1500, то вы будете под глиссадой (жёлтые точки по бокам HSI будут в верхней половине) летите дальше спокойно на этой высоте, и смотрите как эти точки опускаются, как только они спустятся к центру шкалы нажмите на автопилоте G/S , самолёт сам начнёт выдерживать глиссаду (держать точки в центре) . всё. Что касается пилотажа. то ето потом. как увидите довольно чётко полосу , или метров за 100, вырубайте автопилот, и плюхайтесь на землю.

ils